Уличное искусство в Пскове – это не три буквы на заборе…
Ровно пятнадцать лет назад, в дни празднования 1100-летнего юбилей Пскова на улице 23 июля на кирпичной стене бывшего таксопарка появились эти незатейливые детские рисунки. Их и граффити-то никто не называл, потому что они были совсем неандеграундные – простые и светлые. И открывали их торжественно, в присутствии местных жителей.
Украсили пустынную стену – и хорошо, и тема патриотичная – о любви к родному городу. Но вот прошли годы и от детских рисунков на стене остались лишь полуцветные грязноватые пятна. Да, в некоторых ещё можно что-то различить, но, в общем-то, они уже давно перестали быть пусть и наивным, но украшательством общественного пространства. Нужны ли на улице, названной «23 июля» в честь главного городского дня – освобождения Пскова от фашистов такие художества? Что с ними нужно делать: обновлять имеющееся, очищать стену, закрашивать полностью, перерисовывать?
- Конечно, нужно закрасить. Но нужно смотреть, как это сделать правильно. Нужно видеть всю архитектурную ситуацию в этом месте, - высказал нам своё мнение известный псковский художник, дизайнер Игорь ЧЕРКАСОВ.
Глядя на нынешнее состояние этих художеств, напрашивается один самый простой выход – закрасить. К похожим выводам приходит и другой известный специалист - заведующая кафедрой дизайна и технологии обработки материалов ПсковГУ Вероника КУЧЕРОВСКАЯ:
- Видно, что когда-то рисовали, может, и с душой, но конечно, примитивисты, художественной ценности нет. А что делать? Можно, конечно, оставить и так, а можно закрасить. Не думаю, что подновления смогут сохранить шарм непосредственности, которая изначально была в этой работе, - считает Вероника Васильевна.
Разговоры об уличном искусстве и нужно ли появление его разнообразных форм в Пскове, ведутся давно. В соцсетях есть общественные псковские группы, в которых разговор о внешнем облике города идёт постоянно. По-своему говорят об этом в группах «Псков - ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД», «Пост-исторический город П.» в Facebook и другие сообщества в разных соцсетях. «Главное - это понять, как мы можем говорить об окружающей нас панельной повседневности, не теряя собственного достоинства, найти такой способ высказывания и описания нашего жизненного мира, который мог бы ответить на бодрые чиновные реляции, не впадая в истерику, не унижаясь до жалоб», - можно прочесть в описании группы «Пост-исторический город П.». Причём, граждане не только замечают недостатки – целые «черные» дыры в окружающем городском пространстве, не только критикуют, но и предлагают, создают и созидают сами: сажают аллеи деревьев, даже выпускают художественные альбомы.
Внешний облик города – это действительно не только главные символы, которые попадают на открытки и разлетаются миллионными тиражами фотоснимков – это и вот такие улицы, стены, заборы, которых вокруг нас немало, гораздо больше, чем привычных туристам. И которые, конечно, создают контраст между открыточными видами и Псковом, в котором живут горожане.
Нужно ли Пскову уличное искусство? И каким оно должно быть: отпущенным на волю творческого самовыражения самих горожан или выходить из-под твердой руки опытных мастеров, под контролем чиновников, или свободным и непредвзятым искусством от настоящих талантов? И кто потом должен следить за состоянием таких объектов, которые тоже, к сожалению, изнашиваются, теряют вид?
- Пскову не хватает, прежде всего, дизайн-кода города, необходимо упорядочить городскую визуальную среду, и в рамках этого уже можно будет говорить и об уличном искусстве. Дизайн-код для исторического города, для города-музея, которым является Псков, давно наболевший вопрос, нужна очень серьёзная работа по упорядочению всей визуально-графической среды в городе, - уверена Вероника Кучеровская.
Вопросов много. А ответов на них нет. Как и каких-то упорядоченных действий по созданию дизайн-кода города. Пока не заходит даже разговоров об этом. И от этого в Пскове памятники становятся вдруг парковой скульптурой, а на стенах чаще всего появляются рисунки и надписи, выражающие эмоции авторов или рекламу чего угодно.
В уличной галерее на «23 июля» хотя бы позитивное пожелание с «Добрым утром, Иришка!» присутствует. Хотя, можно представить, как эта постоянная надпись действует на тех, у кого в очередное утро все не задалось…
Но если где-то на стенах в Пскове что-то появляется стоящего, то это совсем не значит, что оно будет вечным. Вот так и на улице «23 июля» - прошло пятнадцать лет и от хорошей идеи мало что осталось. И пока в Пскове нет своего дизайн-кода, что делать с этим? Можно было бы спросить жителей домов по этой улице, других псковичей – а что бы они хотели видеть на этом месте? Или просто оставить всё как есть – до момента, когда в городе появится своя идея уличного украшательства. Но вот этого при нынешних обстоятельствах жизни можно ждать вечно.
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Ещё виды с уличной галереи на "23 июля" в Пскове:
Вам может быть также интересно:
Художник без кистей рук разукрашивает Париж
В Пскове есть те, кто могут преобразить городское пространство
Если этому историческому наследию в Пскове суждено погибнуть, то от старого города вообще мало что останется
На псковском вокзале заметили Ленина и Довлатова, а ещё Стройло
Скворечная башня – новая достопримечательность Пскова
Поделиться с друзьями: