Интернет-газета. Псков
16+

Кружевные чудеса. Вологодский промысел, которому 400 лет, не теряет актуальность

09 июля 2023 г.

Кружева - достопримечательность Вологды. В городе есть специализированный музей, где можно полюбоваться этим чудом рук человеческих. Жёлтое двухэтажное здание находится на центральной Кремлёвской площади. На первом этаже магазин-салон. Стоит зайти туда, сразу понятно: кружево не вышло из моды. Вещи с кружевной отделкой и красивые и - ожидаемо - дорогие. Их стоимость может доходить до 300 тысяч рублей. Высокая стоимость оправдана: кружево плели вручную как 400 лет назад, так и сейчас - даже на фабриках. Их в Вологде две - кружевная фирма «Снежинка» и «Вологодская кружевница». Насколько это трудная техника, посетители могут убедиться во время мастер-класса по кружевоплетению.

Инструменты кружевниц за всю историю промысла почти не менялись. Подушка-валик, подставка-пяльца, технический рисунок кружева - сколок - вот и всё, что нужно. Для плетения используют деревянные палочки-коклюшки, на которые намотаны нитки. Чем сложнее узор, тем больше их нужно. Иногда их количество доходит до 300 пар. Узор образуется путём переплетения нитей в определённом порядке. После экскурсии по музею выяснилось, что коклюшечное кружево состоит из четырёх элементов. Это плетешок, туго сплетённый шнурок; полотнянка, плотное переплетение нитей, сетка – тут нити переплетаются неплотно и между ними оставляют ромбовидные просветы, и насновка – самый сложный декоративный элемент, обычно овальной формы (хотя он бывает и квадратным, и круглым). Её по-другому называют зёрнышко, семечко. В музее кружева этот элемент хорошо видно на панно советской эпохи, на котором вытканы колосья.

Сочетание этих элементов, разная их комбинация позволяют мастерицам плести почти любые формы, создавать любые сюжеты и картины. К тому же кружевницы время от времени вносили что-то своё в технику: добавляли металлические нити, экспериментировали с шерстью, пробовали сочетать кружево с тканями.

Кружевному промыслу в Вологде 400 с лишним лет, что традицию переняли у западных мастеров. В XVI веке кружевные изделия везли по Белому морю и Сухоно-Двинскому речному торговому пути. Тогда пользовалось спросом золотое и серебряное кружево, которое плели из шёлковой нити, обмотанной проволокой из драгоценного металла. Кружева начали плести в женских монастырях из шёлковых, хлопчатобумажных и льняных нитей, потом кружевоплетение стало развиваться как народный промысел -  крестьяне отделывали им праздничную одежду. Кружево Вологодского уезда было преимущественно белого цвета и часто сочеталось с вышивкой. Свой вклад в развитие промысла внесла вологжанка Анфия Брянцева и её дочь. Они первые начали составлять кружевной узор на «вологодский манер»: плели узкую полоску полотна, а фон  выполняли плетешками и звездочками. Потом, когда в конце XIX века вошли в моду кружевные воротники, шарфы, косынки, дамские костюмы - поменялся способ плетения. Кружевницы вылетали отдельные части изделия, потом соединяли их вместе. Кружево было очень популярно.  Скупщики сотнями килограммов отправляли его в другие города и за рубеж. Плетением занимались в одной только Вологодской губернии почти 40 тысяч человек, в том числе и мужчины.

На кружево послереволюционного периода стали ставить аббревиатуры артелей и кооперативов, в которые стали объединяться мастера. А в кружеве стали активно использовать цветные нити и бусины. В музее сохранилась портьера, на которой значится «Губкустпромсекция» - название одного из таких кооперативов. Новым явлением в кружевоплетении становится создание портретов и сюжетных панно. Кружевницы отражают в своих работах важнейшие события жизни страны. Появлялись, например, такие панно, как «Достижения земледелия и животноводства в Вологодской области». Кружево в то время - это не салфетки и скатерти, нужные только частным лицам, и не только декор одежды. В 1947 году вологодские кружевницы получили заказ на изготовление подголовников, подлокотников и занавесок на иллюминаторы от московского авиационного завода №156. Изделия потом украсили салон самолёта международного сообщения.

В 1960-х кружевницы обращаются к фольклору: плетут скатерти, косынки, душегреи. Украшают их зимним орнаментом, изображениями цветов, ягод и птиц, были популярны сказочные мотивы. В 1964 году в Вологде создано кружевное объединение «Снежинка», кружевная фабрика с тем же названием работает и поныне, а кружевница стала династической профессией - матери учили своему мастерству дочерей, а те сегодня готовы делиться тонкостями профессии со всем миром.

С 2011 года в Вологде проходит международный фестиваль кружева Vita Lace. Первый фестиваль запомнился гостям массовой акцией кружевоплетения, в которой приняли участие 570 мастеров из 10 стран мира - и попали в Книгу рекордов Гиннесса. До 2020 года фестивали проводились раз в три года, потом из-за пандемии его откладывали два раза и провели только в 2022 году.  Сообща мастерицы из России, Польши, ДНР и Эстонии создали кружевное панно к 350-летию Петра I – для него понадобилось 160 фрагментов, их потом предстояло оформить как единую композицию. На создание панно ушло несколько месяцев.

Сейчас в музее проходит выставка «Кружево французской элиты» из частного собрания Галины Новиковой, историка кружева, коллекционера, преподавателя. В коллекции есть образцы из России, Италии, Бельгии, Франции, Англии, Словакии, Мальты и других кружевных центров мира. На выставке представлены кружевные изделия мастериц из Нормандии и французских городов Лилль и Ле Пьюи ан Веле. Это дамские платья с ажурным шёлковым кружевом шантильи, а также кружево валансьен с цветочным орнаментом на прозрачной сетке, а ещё платки, шали и накидки. Помимо экспонатов выставлены модные иллюстрации из журналов L'Illustrateur Des Dames и Vogue, открытки с изображением кружева и кружевниц, аксессуары – веера и бальные книжки. Посетить выставку «Кружево французской элиты» можно будет до 10 сентября 2023 года на первом этаже музея кружева в Вологде.

Кристина БОРИСОВА,

фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Когда оживает сокровищница Татьяны Огаревой

Исследователи воссоздали исторический костюм печорской женщины

Советское поколение специалистов ушло на пенсию, а новых не выучили - в России начали ощущать нехватку швей

1001 просмотр.
Теги: Стиляги

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу