Интернет-газета. Псков
16+

Железная Люда

05 апреля 2015 г.

Псковичи продолжают погружаться в военную драму «Битва за Севастополь».


Битва за Севастополь

Военный, мелодрама, Россия, Украина, 2015, 110 мин. Режиссёр: Сергей Мокрицкий. В ролях: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Джоан Блэкэм, Никита Тарасов, Олег Васильков, Полина Пахомова, Вилен Бабичев, Илья Прокопив, Сергей Анашкин, Александр Половец, Полина Пахомова, Сергей Бондаренко и др.


Псковичам фильм интересен не только по формальным причинам – посмотреть новинку отечественного кинематографа, который такой разный в последние годы, что предугадать невозможно: на стоящее кино ты попадёшь или на сеанс полного «отстоя». Нет, в главной роли здесь Юлия Пересильд, которая родом из псковских пенатов, и псковичам, естественно, хочется посмотреть на землячку в роли знаменитой снайперши…

Сразу скажем, что многие увидевшие фильм, игрой актрисы, в общем, довольны. Не без нюансов, конечно… Слишком железная Люда получилась, иногда, кажется, абсолютно неестественная. Такая юная и такая кремень-женщина: влюблённости – ни в коем случае, отдых с друзьями – нет-нет - на стрельбище, на пляж с подружкой – скрипя зубами, прихватив с собой книги. Да, бывает, конечно, и так. Но надо же тогда образ последовательно выстраивать… А нам тут же показывают девушку желающую влюбляться, любить, чувствовать. Оказывается, ничто человеческое ей не чуждо, не робот она, не машина. Вот этого, «машинного», в образе Людмилы Павличенко поменьше бы - и цены не было бы.

Хочется пожалеть, что мирное время в фильме так быстро заканчивается, потому что передача эпохи создателям фильма под руководством режиссёра Сергея Мокрицкого удалась. Возможно, потому что море, южные города, интерьеры не павильонные и к выбору мест съёмки киногруппа подошла очень педантично. Возможно и потому, что в Киеве, Севастополе, Одессе и Каменец-Подольском, где проводились съёмки фильма, таких не окультуренных, не огламуренных мест слишком много и это даёт свои результаты. Эпоха передана замечательно, можно реально почуять запахи, вкус еды, атмосферу тех лет, рассмотреть элементы платьев, костюмов, широких штанин и нелепых сегодня светлых носочков на ножках девушек… За короткие «мирные» кадры режиссёру удалось перенести нас в тридцатые-сороковые, поселить нас и в Одессе, и в Киеве. И дальше, когда война: корабли, голоса, звуки, тишина, выстрелы, взрывы – всё в тему. Даже компьютерная графика не особо напрягает. А всё почему? А потому, что есть игра актёров. Есть реальные эмоции, переживания, нервы, бессилие, слёзы, жестокость. И снежинки на лице таяли натурально. И фашисты падали не картинно, как часто бывает, а как и положено убитым. Очень приятный метод режиссер использует: переход из цвета в почти чёрно-белую реальность – и делает это так тонко и грамотно, что абсолютно незаметны границы этих переходов. Просто в одно мгновение оказываешься то вместе с героями в окопе, засыпанном землёй взрывов, то на берегу моря.

Кажется, что это первый, за долгое время фильм, где гимнастёрки, как и есть на войне – грязные, потёртые, рваные. И видно, что это не просто грим, заметно, что материальную часть киношники не жалели…

И у солдат в окопах грязь, копоть, кровь, а в глазах страх, ужас, почти безумие. И губы потрескавшиеся. И ненависть, ненависть... Иногда, кажется, слишком много ненависти. Много для глаз восьмилетней девчушки, для её чеканного: «Сколько раз увидишь его, столько раз и убей…».

Это вам не гламурный экшен, где рубашка у агента всегда остаётся чистенькой, даже если он из ада вышел. Фильму в этом отношении веришь. Иногда, правда, действительность быстро преображалась, и война становилась похожей на кусочек курортной жизни: палатки, птицы поют, небо синее, велосипед, свет керосиновой лампы из-за откинутого полога, стол с едой и выпивкой. И здесь же любовь, между отстрелом фашистов на позициях, и ревность. И божья коровка улети на небо… Да, на войне тоже есть место человеческим чувствам, но когда они начинают затмевать реальность – это уже из наших дней, из нашего «отсюда» понимание тех безумных дней. Когда командир, во время боевых действий, может лично повезти контуженого бойца-девушку в госпиталь, только потому, что любит её, при этом, оставив позиции своего воюющего подразделения - это для нас сегодня мелочь, а для тех дней – нонсенс, граничащий с дезертирством.

Ну, и, конечно, примета современного  фильма – постельная сцена – она должна быть, потому что, куда же без неё… Как её ещё только один раз включили в почти два часа экранного времени. Хотя, по сюжету, не будь её, всё и так было бы понятно, фильм нисколько бы не пострадал.

Сложилось такое ощущение, что скрытая формула в фильме очень простая: в первой части нам пытались показать, что женщины в Советском Союзе – это тоже воины. А во второй, наоборот, пытались уверить, что известный советский снайпер, уничтожившая больше трех сотен фашистов, Людмила Павличенко всю войну оставалась женщиной. Как и все остальные советские женщины в те героические годы. А саундтреки к фильму, звучащие мелодии, и хорошо знакомые, и одновременно незнакомые песни заставляют волноваться и нервно переживать всех сидящих в зале. И немало девушек и женщин вытрут слезы, следя за жизнью на экране…   

Немного непонятно, почему авторы назвали фильм именно «Битва за Севастополь». Тут показаны и другие бои, и многое чего ещё, включая большой блок кадров, о роли Павличенко и Элеоноры Рузвельт в открытии Второго фронта. А вот самой битвы за Севастополь показалось, что очень немного. Кстати, слова рассказа миссис Рузвельт в финале о  том,  что это благодаря дружбе с Людмилой, она узнала о войне так много, о тех, кто защищал советскую страну, сражался за Севастополь, делают половину фильма. Эти слова и кадры не менее важны, чем знаменитые слова самой Людмилы Павличенко, произнесённые в Чикаго, перед американцами, во время поездки советской делегации, убеждавшей американцев о необходимости открытия Второго фронта: «….не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной». Эти отрезки, как и игра актёров, и режиссерские находки, и работа всей группы сделали нам хороший подарок к предстоящему 9 мая. Как и то, что лишний раз показали, как плодотворно может работать Россия и Украина, когда что-то делают вместе.

Пётр Байк, «Прессапарте»

 

 

 

3223 просмотра.
Теги: Критик-А

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу