Интернет-газета. Псков
16+

Попытка погружения в Гиперборею

17 февраля 2020 г.

 

Чтобы культурное событие стало привлекательным не только для горожан, но и притягивало к себе тысячи людей из разных регионов и стран должны соединиться многие факторы. Их увидеть мы и поехали на «Гиперборею2020» в столицу Карелии – Петрозаводск.

 

О трудностях событийного туризма

События, которые создают в городе или регионе, особую притягательность не только для местных жителей - это предел мечтаний многих функционеров от культуры. Событийный туризм – особая статья привлечения в города гостей из разных регионов и даже стран. Об этом давно говорят и учащимся в профильных учебных заведениях, и в отделах культуры, и в офисах турфирм. Говорить – говорят, но создать нечто такое, что действительно потрясало бы воображение, собирало бы толпы людей – удаётся очень немногим. Из прошлого можно вспомнить Всесоюзный праздник поэзии в Пушкинских Горах и усадьбе Михайловское, который гремел в советские годы на весь Советский Союз – сегодня от того могучего действа, собиравшего многие тысячи поклонников поэзии, таланта Александра Пушкина и просто любопытствующих путешественников, к сожалению, остаётся совсем немногое. Причины, почему в Псковской области не удержали событие таким массовым - разные, говорить об этом можно долго… Из современных значительных событий – «Алые паруса»  в Петербурге, которые, впрочем, тоже вышли из советской традиции. Ещё можно привести свежий пример – «Дни моря» в Москве, фестиваль военных духовых оркестров «Спасские ворота» или рок-фестиваль «Нашествие». Заграничных примеров таких массовых событий тоже достаточно. Впрочем, столичным городам и иным мегаполисам в этом отношении проще – там больше идей, людей, денег, и во власти может оказаться нужное количество прогрессивных менеджеров. А вот в регионах сделать такие события – это большая удача.

Не банальные, оригинальные, яркие, эстетичные, уникальные – принадлежащие только этому городу или региону, заставляющие о себе говорить, и быть его гостями – это только творческие характеристики таких событий, а есть ещё концептуальные, инфраструктурные. Факторов, которые должны сработать для нужного результата довольно много. От поиска и становления идеи, до фанатичной преданности идее тех, кто будет воплощать её в жизнь, и самое главное – потащит сквозь время и трудности. Сколько уже было разных предложений, многие из них даже воплощались в реальности, но потом резко сдувались и лопались, как мыльные пузыри, чаще всего оттого, что даже для большинства местных жителей оказывались неинтересны. И деньги, и усилия, отпущенные на такие мероприятия, быстро улетучивались, а менеджеры начинали придумывать новые проекты, чтобы снова попросить денег у власти  под очередной мыльный пузырь. И понятно, для того чтобы идея превратилась в событие нужно пройти довольно длинный путь.

 

Погружение в мифическую страну гипербореев

Фестивалей ледяных или снежных скульптур в мире достаточно. Недавний в  латвийской Елгаве, откуда был репортаж на Pressaparte.ru, тому свидетельство. Россиян ими тоже удивить сложно: Екатеринбург, Москва, Петербург... В столице Карелии – Петрозаводске также пошли по этому пути и уже несколько лет делают свой фестиваль «Гиперборея» на который приглашают скульпторов и художников из разных регионов и стран. На этот раз на Онежской набережной встретились мастера, представлявшие Архангельск, Петрозаводск, Олонец, Кондопогу, Тампере (Финляндия), Богородское, Петропавловск, Королёв, Москву, Мурманск, Самарканд (Узбекистан), Ошту, Петропавловск (Казахстан), Александров, Рязань, Санкт-Петербург, Ижевск (Удмуртия), Красноярск, Минск (Беларусь).

Выбор центральной идеи – создание скульптур и целых картин изо льда и снега - для Карелии оправдан – север, Полярный круг, снег, лёд, мороз, ветер – это всё привычные понятия для жителей региона. Да, и корневые привязки у идеи есть - Гиперборея – мифическая страна по легендам существовала именно на этих территориях. Поэтому у авторов композиций есть большой простор для создания сюжетов, в которых можно переплетать и древние сказания из карело-финского эпоса, и русские сказки и былины, и предания других народов северных территорий. Тут просто бесконечный простор для фантазии, воображения и авторского видения. А результаты творческих исканий замечательно вписываются в заснеженную набережную Онежского озера.

И, кажется, что всё просто – приглашайте скульпторов – молодых и уже опытных¸ оборудуйте площадку, завезите материал для деятельности – глыбы льда и снега,  собирайте главную сцену для выступления концертных коллективов – и всё, ждите результатов. Но проведение любого массового мероприятия – это очень непростая задача, где не всё зависит даже от организаторов. Может подвести погода, например… И тогда долгожданный фестиваль снежных и ледовых скульптур под дождём и при плюсовой температуре провести будет невероятно сложно. Но у петрозаводчан организация фестиваля получается неплохо. И самое главное – сами горожане с удовольствием, несмотря на ветер и мороз, идут на фестивальные площадки, чтобы посмотреть, что получилось на этот раз и у организаторов, и у скульпторов. (Получившиеся работы можно увидеть на странице Pressaparte.ru ВКонтакте)

Кроме того у фестиваля есть очень интересные придумки, которые выводят его за рамки простого фестиваля ледовых скульптур и становятся составной частью большого погружения в легендарную Гиперборею с современными чертами. Например, рыбные шашки или катание по льду озера на большом катере на воздушной подушке, выставка и демонстрация снегоходной техники.


Большую лепту в организацию всего действа вносит и музей-заповедник «Кижи».

Правда, музейная площадка в историческом квартале получилась несколько отделенной от общего фестивального пространства, где работали скульпторы, и где стояла главная сцена. С одной стороны это хорошо: современные ритмы не вторгаются в исторические интерьеры, потоки зрителей разведены по интересам. Но с другой стороны – музейные площадки живут своей жизнью, и это очень бросается в глаза. Как будто музейщики проводят свой большой праздник. Надо отдать должное - сотрудники Кижского музея очень здорово справляются со своими задачами: могут людей зажечь, при этом, без навязчивости, завлекая идущих мимо, умеют эффективно использовать пространство, создавать колорит, творческую атмосферу и передавать дух прошлых эпох. И что, очень важно, делают это искренне, и почти естественно, так, что сложно разобраться, где среди них культмассовики, а где обычные граждане, веселящиеся на празднике.

Вообще, мы встретили очень доброжелательную атмосферу на «Гиперборее 2020» - скульпторы, авторы композиций, ведущие - все открыты к общению. И работа правоохранительных органов тоже на высоте: людей в форме практически не видно, нет лишних ограничений, других указующих перстов, и пространства для передвижения публики больше чем достаточно – для всех найдётся место.

 

Нужны смыслы

Однако, использование разных фестивальных площадок, в том числе, удалённых от основного места действия, создаёт некоторые нюансы: например, можно легко «забыть» на каком фестивале ты находишься. И долго искать ту самую гиперборейскую сущность – которой посвящён праздник в Петрозаводске. Нам показалось, что нужно больше объединительных смыслов. Да, и главную тему фестиваля, вынесенную в название, тоже нужно выражать глубже и оригинальнее. Возможно, более брутально и контрастно, с кострами, стойбищами, символами, играми, ритуалами и т.д. А ещё искать о Гиперборее легенды, предания, мнения, а то и не стесняться придумывать их и вписывать в основную канву фестиваля. Когда за четыре фестивальных дня, год за годом, гости и участники смогут погружаться в запоминающуюся атмосферу этой легендарной страны, вырастающей на набережной Онежского озера, тогда идея фестиваля не рассосётся, не иссякнет, к ней не привыкнут, как к обычному фестивалю ледяных и снежных скульптур. Уже сегодня, горожане, говоря о фестивале, то и дело добавляют: «Мы уже не первый год на ледяные скульптуры смотрим, уже не так с восхищением воспринимаем».


Прибыл на Гиперборею 2020 и самый настоящий Дед Мороз, покинувший свою резиденцию в Великом Устюге, чтобы и морозцу подбросить гиперборейским устроителям, и детям радость принести своим появлением, и взрослым доброе слово сказать.


Да, в качестве интересного городского праздника фестиваль в том виде, каком предстаёт сейчас, будет срабатывать ещё какое-то время. Многие петрозаводчане уходили с фестивальных площадок довольными, дети уставшими и полными впечатлений.

Но фестиваль может иметь и большее будущее, расширить горизонты и стать тем самым привлекательным событием, мечтой менеджеров от туризма, которое поведёт сюда публику из других регионов и стран – у «Гипербореи» для этого есть все шансы. Конечно, для этого придётся поработать над погружающим антуражем. В том числе, проваливается и оригинальная сувенирная часть – увезти что-то на память, действительно передающее атмосферу, пока сложно. Хотя идей с этим связанных полно. В общем, осталось подумать о смыслах. И при этом не потерять ту искренность, царящую на фестивале, которая всегда отличает подлинное от фальшивки.

А пока в Карелии продолжают уникальные археологические артефакты – беломорские петроглифы, лабиринты, стоянки и остатки древнейших  поселений, которые, вполне возможно, связанны с легендарной страной. И могут стать новыми смыслами для полного погружения в современную карельскую Гиперборею.

Чтобы и ваше погружение запомнилось - много говорящих фото от наших фотокорреспондентов:

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Пресапарте»/Pressaparte.ru

Ещё по теме:

Страна Гиперборея существует

Что увидел наш корреспондент в Петрозаводске

Гиперборея в Карелии обретает реальные черты

Второй день фестиваля

Вам также может быть интересно:

Узнайте в нём супергероя. В Елгаве завершился самый крупный в странах Балтии фестиваль ледяных скульптур

Десять дней в Москве пахло морем

Более двух миллионов человек увлеклись происходившим

2624 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу