Интернет-газета. Псков
16+

90 плюс 90 - Гоголевские персонажи живут в XXI веке

16 ноября 2022 г.

Вечное противостояние духовного и материального: возрождение «Мертвых душ» на сцене «Театра имени Андрея Миронова»

Фото сцен из спектакля здесь и ниже Виктора ВАСИЛЬЕВА

Произведение Николая Гоголя «Мёртвые души» написано в 1842 году, в театре же постановку смогли увидеть только через девяносто лет в 1932 году на сцене МХАТ имени М. Горького. И с тех пор произведение на сцене живет уже тоже девяносто лет и постоянно ставится в российских театрах, исключением не стал и «Театр им.Андрея Миронова». И, несмотря на то, что новая постановка стала возрождением старого спектакля, петербуржцы смогли увидеть новое прочтение «Мёртвых душ». Первая вариация картины была поставлена в 1993 году и стала визитной карточкой театра на протяжении двадцати лет. Но в этом году режиссер Влад Фурман возродил спектакль и сделал его более самобытным и фантасмагорическим.

Сюжет спектакля выражается через концепцию триединства и совмещает в себе три мира: божественный, реальный и загробный. В начале постановки три ангела решают спуститься на землю, подавшись соблазну, и реализовать себя на грешной земле.

И перед нами появляются гоголевские персонажи: Губернатор, Чичиков, Манилов, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич и Коробочка. Сюжет и герои остаются прежними: Ноздрев, прибывающий в беспечном разгуле; Плюшкин - невероятно скуп и неряшлив; мечтательный Манилов; простодушная Коробочка; грубый и деловой Собакевич. Все эти герои совершают сделку с дьяволом, это показывается через метафору, когда помещики вырывают перо из крыла ангела, чтобы расписаться за мертвых душ. Центральная фигура - Чичиков, был интересно показан с помощью особого режиссерского хода.

Главный герой идет на сделку с совестью, переступает через все свои принципы, теряет человеческую суть и приходит к печальному концу - он лишается цельности своего нутра, тем самым троится, как Шива (многорукое божество). В конце спектакля существа, потерявшие себя, достают из недр земли кнуты, которыми хлещут грешников. Зал погружается в полную тишину и только эхом слышатся кнутами раздирающие крики падших, которые мчатся вершить новую историю.

Спектакль нельзя назвать классическим, он полон новаций и неожиданных режиссёрских ходов, которые не так часто можно встретить в постановках. Первое, что нужно отметить - это шестерых актеров, которые играют абсолютно всех персонажей. Мы видим, как они меняют роли прямо на сцене, кочуя из одного костюма в другой, тем самым показывая расчеловечивание души. Иногда нам удается увидеть их истинные лица, когда они уходят вглубь себя и рассуждают вместе с нами.

Удивительным образом изобразить гоголевских персонажей смогли актёры: Александр Васильев, Филипп Чевычелов, Евгений Бойцов, Вадим Франчук, Дмитрий Кушнерев и Михаил Черкашин. Формой подачи спектакля занимались Влад Фурман и Олег Молчанов, которые разработали оригинальное сценическое оформление. Санкт-Петербургская художница - Гала Филатова сделала костюмы и маски на таком высоком технологическом уровне, что тела и лица помещиков выглядели как настоящие, хоть и устрашающе - не каждый день встретишь такое на сцене. Благодаря таким решениям, гоголевские персонажи выглядели карикатурно, показывая всю абсурдность, происходящую на сцене.

Стоит отметить, что не было никаких декораций, актеры сами создавали место действия, в котором органично существовали. Все персонажи представлялись с помощью пластической игры и голоса, добавляя и комичности в суть происходящего. Атмосферу спектакля создавало и  музыкальное сопровождение Сергея Верховцева, которое было, то нарастающее угнетающее, то чересчур курьезное.

По традиции после просмотра спектакля я задала несколько вопросов актеру Дмитрию  КУШНЕРЁВУ:

- Легко ли переключаться с одного персонажа на другой? Были ли какие-то сложности в подготовке роли?

- Сложности конечно присутствовали. Найти голос, пластику! Но с появлением костюмов и масок, многие вещи нашлись сами собой.

- В постановке нет никаких декораций, но это, кажется, не мешает актёрам органично существовать на сцене, а зрители хорошо понимают место действия. Тяжело ли вам это дается и сколько времени уходит на тщательную подготовку к такому спектаклю?

- Как обычно перед спектаклем делаем прогон, чтобы настроиться, проверить некоторые вещи. Режиссёр очень тщательно следит, чтобы не вылез никакой лишний проводок, кулиса и прочее. Очень легко разрушить это создаваемое пространство из-за какой то маленькой ошибки.

- После просмотра спектакля у каждого зрителя вырисовывается свой вариант финала, а какое прочтение его у вас?

- Финал умещается в одном вопросе: «Куда ты мчишься, тройка Русь?» Дай ответ! И так по кругу, - улыбается  Дмитрий Кушнерёв.

Можно уже делать и общие выводы - современное видение классической постановки «Мёртвых душ» полюбилось местной публике. Оригинальная трактовка произведения ещё раз доказывает, что грамотное применением новых технологий помогает известные  произведения русских классиков изображать по-другому, и в такой форме полюбиться зрителям любых возрастов. Прочувствовать философскую атмосферу в новом прочтении бессмертного произведения можно в «Театре Андрея Миронова» 14 декабря и 6 января.

 

Дарья СИВЕНКОВА

Фото Виктора ВАСИЛЬЕВА, источник: mironov-theatre.ru

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также другие материалы автора:

Любовные страсти как всегда в цене

На встрече с «женихами» надо громче говорить и лучше слышать

В Смоленске увидели изнутри, как одиночество превращается в безумие

«Собачье сердце» разделило смоленскую публику

1022 просмотра.
Теги: Критик-А

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу