Интернет-газета. Псков
16+

«Мсье Китмир», или как царственная вышивальщица, покорила весь мир

10 августа 2023 г.

Покорить Олимп парижской моды под силу не каждому. И хотя стиль a la russe вот уже не одно столетие то и дело появляется в коллекциях зарубежных модельеров, стать признанным в этом мире подиумов было непросто даже ей, искусной мастерице, более того – члену Русской императорской фамилии.

 

Из княжон в вышивальщицы

Россия всегда привлекала к себе внимание иностранцев своим многообразием, мощным историческим и культурным потенциалом, при этом оставаясь таинственной, загадочной и манящей.

На фото: Мария Павловна за работой

Мода на a la russe зашла в Европу еще в конце XIX века, а в начале XX столетия переживала настоящий бум. Этот новый всплеск интереса, начался с пышного празднования 300-летия дома Романовых. Спустя совсем короткое время, Европу и весь мир накроют волны эмиграции, и русская аристократия будет искать счастья на чужбине.  От их былой роскоши и праздности останутся лишь воспоминания, но самое ценное, что удастся сохранить – это культуру, ставшую для многих не просто спасительным маяком, но и способом выживания в условиях эмиграции. Те из них, кто успели в семьях освоить рукоделия, секреты ремёсел, тайны фамильных рецептов или учения нянек, тем повезло, у них был шанс вспомнить всё, чтобы выжить в безжалостном капитализме Европы.

Не секрет, что в царское время в дворянских семьях детей обучали изящным искусствам и тонким ремеслам. Великие княгини в царской фамилии с раннего детства также постигали ремесло лицевого шелкового шитья. Руками царевен выполнялись шитые богослужебные предметы, иконы, пелены, украшения для парадной одежды, знамена, хоругви. Сегодня эти памятники представляют особую ценность, демонстрируя высоту достижений русской культуры. Этим видом искусства в совершенстве владела и великая княжна Мария Павловна Романова, дочь великого князя Павла Александровича и греческой принцессы Александры Георгиевны, внучка императора Александра II, двоюродная сестра последнего императора Николая II, парижская эмигрантка, основательница Дома вышивки «Мсье Китмир», приятельница Коко Шанель.

После бегства из революционной России, среди потока «беглецов» оказалась и Мария Павловна. Она, как и многие другие, верила, что когда-нибудь вернется домой. Эта надежда, как мантра, сохранялась вместе с языком и культурой. Мария Павловна одевалась на русский манер, вела себя по-русски, обставляла дом привычными вещами. Естественно, что это горячее желание сохранить традиции привлекло интерес ко всему русскому и оставило неизгладимый след в мировой индустрии моды. Через сотню лет российские дизайнеры с благодарностью назовут Марию Павловну первопроходцем.

 

Мода на всё русское

Модное сообщество, весь мир искусства стал для эмигрантов местом, где завязывались знакомства, образовывались партнерства, находились клиенты. 20-е годы XX века стали настоящими «русскими сезонами». Искушенная европейская публика так вдохновилась русским искусством, что создала для себя особый новый стиль «а-ля рюс».

На фото: вышивальщицы за работой

Мария Павловна, как человек творческий и деятельный не осталась в стороне. Ее удивительные навыки превосходной вышивальщицы удивили и привлекли саму Коко Шанель. В 1921 году после советов новых знакомых Мария Павловна открывает собственное ателье «Мсье Китмир», где начала создавать изысканные вещи, которые  быстро были оценены публикой подлинными образцами высокого искусства. Платки с русским орнаментом, изящная вышивка невиданной красоты, платья, расшитые гладью, бисером, пайетками… Эта удивительная роскошь буквально покорила парижских модниц.

Первая мастерская расположилась в арендованном зале особняка на авеню Франциска I, в окнах её мастерской отражались Елисейские поля. Но любоваться парижской жизнью не было ни времени, ни сил. Поначалу приходилось работать по 12 часов в сутки. «У белошвеек, вышивальщиц, вязальщиц, от работы немели пальцы и плохо видели глаза, а они крепились», - позже напишет Мария Павловна в своих воспоминаниях.

Но результат стоил этих трудов. Сама Шанель находилась под очарованием вышивок, которые выходили из умелых рук Марии Павловны и её вышивальщиц. Русская культура, отображённая в этих работах буквально околдовала претенциозную Коко, и она сделала первый крупный заказ для своих модных коллекций. Для ателье «Мсье Китмир» - это была настоящая удача. Работы, выполненные в ателье, произвели фурор, после этого грандиозного события мастерская «Мсье Китмир» стал эксклюзивным поставщиком Дома Шанель.

 

Что русскому нужно для успеха

Как известно, дорога многих мастеров к успеху, к звёздам лежит через тернии. Таков был и путь Марии Павловны и ее «Мсье Китмира».

На фото: платья с вышивкой Дома Китмир

Кропотливая многочасовая работа днем и ночью, голодные обмороки, признание и потеря интереса публики - за годы существования Дома бывало всякое. Но русское упорство, вера в собственные силы, целеустремленность, богатейший творческий потенциал и знания принесли плоды.

В 1925 году Дом «Мсье Китмир» получил официальное признание и был удостоен золотой медали на парижской выставке «Ар деко». Об уникальном Доме вышивки под управлением русской княжны заговорил весь модный мир. Не было и дня, чтобы не выходила статья в модных или женских журналах. Заказы потекли со всех сторон. К европейским модельерам присоединились американские заказчики.

Но спустя короткое время, покорив высоты парижской моды, Мария Павловна отходит от дел. Дом моды «Китмир» в 1928 году вошел в состав французской фирмы «Фитель и Ирель», специализирующейся на вышивке. Сама основательница мастерской потом жила в Германии, Швеции, Испании, США, Аргентине. Написала книгу мемуаров, получившую большую популярность.

И даже за такой непродолжительный период «Китмир» навсегда вошел не только в историю моды и модного искусства всего мира. Своим же соотечественниками великая Мария Павловна оставила пример достойного сопротивления превратностям судьбы. Не стало царственной вышивальщицы в декабре 1958 года. Похоронена Мария Павловна на острове Майнау в Германии.

Марина МАРИНЕНКО

Фото из открытых источников

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Кружевные чудеса. Вологодский промысел, которому 400 лет, не теряет актуальность

Владимир Маяковский подарил цветы женщине так, что весь мир вздрогнул от любви

Чтобы носить национальные костюмы, одного желания мало

 

669 просмотров.
Теги: Стиляги

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу