Интернет-газета. Псков
16+

Детство за ленточкой: кодить раньше, чем ходить

18 марта 2025 г.

«Знакомить школьников с искусственным интеллектом начнут с 5 класса», писало Pressaparte.ru в конце минувшего года, в сообщении о подготовке в России  соответствующих учебных пособий. А новгородские педагоги решили, что дети должны получать уроки по программированию и нейросетям значительно раньше – прямо с начальной школы.

Студенты Педагогического института Новгородского университета, будущие учителя  начальных классов, уже прошли специализированный мастер-класс «Игровое программирование: учимся Кодить с Blockly и ИИ», - рассказала пресс-службы НовГУ. «Мастер-классы позволят будущим учителям проводить подобные занятия с младшеклассниками, поскольку в игровой форме гораздо легче погрузиться в азы программирования, приводит пресс-служба слова инженера-технолога лаборатории цифровой дидактики Междисциплинарного центра открытого образования Педагогического института НовГУ Антона Шабанова.

Программа «Blocklygames», по которой обучаются будущие педагоги, включает десять уровней сложности, которые предполагают элемент состязания в процессе обучения. Также в программе предусмотрена функция двустороннего обучения, когда участники задают друг другу определённый набор циклов и блоков, по которым нужно смоделировать программу.

Дети в раннем возрасте, как известно, очень быстро учатся и легко воспринимают новые навыки, не случайно именно в юные годы легче учить иностранные языки. И в раннем знакомстве с элементами программирования тоже ничего плохого нет. Проблемы могут возникнуть с отсутствием часов во внеурочном блоке занятий у младшеклассников, судя по комментариям учителей начальных классов, с которыми пообщался наш корреспондент, этот блок в начальной школе, как правило, весьма плотно занят другими программами обучения, а лишних часов взять неоткуда. Если добавлять часы, значит, ещё больше нагрузить ребят, что при имеющейся уже нагрузке ни к чему хорошему не приведёт.

К тому же во внеурочном блоке в школах уже есть похожая игровая программа по робототехнике. И, кстати, по результатам этой программы видно, что далеко не все учащиеся начальных классов испытывают интерес к азам программирования, в каждом классе это только часть детей. Естественно, что у всех учеников совершенно разные характеры, в том числе много детей склонны к гуманитарному направлению, а для освоения азов программирования без математического склада ума не обойтись.

В раннем возрасте знакомстве с элементами программирования, конечно, ничего плохого нет, точно также можно знакомиться в детском саду и начальной школе с элементами высшей математики, основами физики и теоретической механики... Но не случайно это знакомство в условиях, например, советской общеобразовательной системы, было отнесено на старший детский, подростковый и уже юношеский возраст. Неужели, мы думаем, что опытные педагоги прошлого ошибались или недооценивали детский пытливый ум.

Учитывая, что многие современные чада самого разного возраста, и без того становятся жертвами смартфономании и иных компьютерных технологий, то сложно представить какими могут быть последствия дополнительного, пусть и игрового, погружения учеников начальной школы в азы программирования. А такие игровые программы, как дополнительные, предлагаются даже для детей с 4-х лет. И тем более такое знакомство с программированием и искусственным интеллектом теперь проходит раньше, чем дети твёрдо осваивают правила русского языка. Уже нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда хорошо разбирающийся в смартфонах, приложениях, компьютерных возможностях подросток с трудом формулирует и излагает собственную мысль на письме и обладает нормальным почерком. Честно говоря, детям в раннем школьном возрасте надо бы усиленно заниматься чистописанием и знакомством с полнотой окружающего мира, чтобы в дальнейшем вырасти гармоничными личностями. Понятно, что прежние педагогические практики за минувшие три десятилетия существенно изменились, и сегодня образовательный процесс значительно нагрузился и ускорился. Но в ситуации с обучением детей повышенная скорость и перегруженность сочетание опасное.

Раньше, если видели хорошо держащегося на воде ребёнка, то говорили, что плавать он научился раньше, чем ходить, очевидно, скоро фразу можно будет трансформировать – «кодить дети будут учиться раньше, чем ходить». И, похоже, возможности оставить детям побольше настоящего детства, учебный процесс времени уже не предполагает – детство скоро с пелёнок будет оставаться где-то там… за ленточкой.

Александр ФУРМАНОВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть полезно:

Что раньше для мальчишки: умение построить скворечник или собрать робота?

Школьник из Пскова разработал приложение «Электронный дневник»

Как ИИ родил проблему

152 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу