Интернет-газета. Псков
16+

Те, кто русскому человеку помогут пережить кризис

28 декабря 2015 г.

Во-первых, Виктор Пелевин…

Трудности последних лет, связанные с кризисом, привели к переменам в образе жизни среднестатистического россиянина, и, кажется, пошли на пользу. Главным образом, потому, что заставили, наконец, отказаться от привычного поведения потребителя.

Со времени перестройки жизненным кредо миллионов людей стало достижение финансового благополучия – и за два с лишним десятилетия правильность такой цели не подвергалась сомнению. Нашлись и проповедники веры в силу денег – как всегда, в ряду писателей, которым просто положено отражать настроения своего времени. 

Для примера: в 1984 году рейтинги популярных книг возглавлял «Улисс» Джеймса Джойса, постмодернистский роман, чтение которого требует от человека определенного культурного уровня. Через десять лет его место в рейтингах занял роман с говорящим названием – «Мент поганый» Николая Леонова. Говорящие перемены.

К середине 90-х годов книжное слово утратило свое былое значение – идеологические романы советских авторов утратили актуальность, книги писателей-диссидентов, долгие годы запрещенные цензурой, стали только кругом чтения специалистов и интеллигентов, не сумевших или не пожелавших приспособиться к новому формату жизни.

В женской аудитории быстро завоевал популярность сентиментальный роман, в котором героиня, как правило, простая девушка из провинции, благодаря случайностям судьбы, находила своего принца и выходила за него замуж. Этот типичный сюжет - в сущности, история Золушки, которая снова и снова повторяется с каждой новой героиней. Среди мужчин популярностью пользовались детективы и триллеры, где главный герой типичный представитель нового мира, участвовал в борьбе за некоторую сумму денег, преодолевая при этом, ряд препятствий.

Естественно, что у читателя, «поглощавшего» такую литературу, постепенно формировался своеобразный вкус. В этих ярких и пестрых книжках можно было найти забвение от собственных проблем – большего от авторов массовой литературы не требовалось, их основная функция всегда заключалась в удовлетворении запросов большей части населения. В тяжелое время легче жить иллюзиями, и книга по-прежнему остается лучшим их источником. 

Но кризис последних лет в нашей стране возродил интерес к чтению – тем более, что круг доступных развлечений существенно сократился. 


В преддверие наступающего года хочется пожелать читателю хороших книг. Их много, в том числе среди тех, что написаны нашими соотечественниками. За последние десятилетия в России выросло новое поколение авторов, у которых есть что сказать своей аудитории. С их именами читатель сможет познакомиться в нашем цикле заметок о писателях.


 

Виктор Пелевин: самый загадочный писатель современности

Слухов о Пелевине довольно много, факты известны из его немногочисленных интервью: родился и вырос в Москве, имеет несколько образований, творчеством начал заниматься, будучи студентом Литинститута. Ведет здоровый образ жизни (в отличие от персонажей своих произведений) и любит кататься на велосипеде. Впрочем, подробности биографии и мнение писателя по той или иной проблеме, читатели и поклонники могут выяснить сами. Писатель, который уже сегодня причислен к ряду культовых авторов, неоднократно устраивал виртуальные конференции на одном из форумов рунета (см. сайт о творчестве Виктора Олеговича: http://pelevin.nov.ru/).

Излюбленным приемом его произведений являются положенные в основу сюжета эксперименты с сознанием (интерес к философии Кастанеды у Пелевина появился еще в молодости).      

Действие многих произведений Пелевина строится как миф, в который заставляют уверовать перонажей хранители режима: основное событие повести «Омон Ра» - подвиг молодых советских космонавтов, совершаемый во имя идеи коммунизма. Автор не описывает торжество героев, не восхваляет мощь государства, покорившего внеземные просторы – этот вариант видения реальности он преподносит как насильственно навязываемый широкой общественности. Люди должны видеть событие государственного масштаба именно в таком, героическом свете; Пелевина же интересует закулисная сторона разыгрываемого действа – он показывает своему читателю, что полеты в космос могут совершаться и в подземном бункере, лишь бы им сопутствовала грамотная пропаганда.

Ключевым для понимания творчества писателя можно считать тезис буддистов о том, что мир – лишь впечатление воспринимающего сознания. 

Пелевин говорит о том, что  человеку часто навязывают это впечатление, заменяют его чужим, и он по большей части не осознает этой подмены. 

Проблеме сегодняшнего дня – замещению реальности виртуальной средой – посвящена повесть «Принц Госплана». Саша Лапин, программист, персонаж повести не осознает, кто он; он настолько поглощен виртуальным миром, что забывает о своей истинной сущности. Цель компьютерной игры, которая занимает большую часть его времени, превратилась в смысл его жизни, он изо дня в день бежит по коридорам лабиринта, отыскивая нарисованную принцессу и думая, что она настоящая. В конце концов, он находит ее: «Сделанная из сухой тыквы голова с наклеенными глазами и ртом... картонные руки... в рукавах дрянного ситцевого халата» (с. 135). Не понимая, что происходит, он отправляется за советом к своему другу Пете Итакину, который объясняет Саше произошедшее:

«Эта игра так устроена, что дойти до принцессы может только нарисованный принц.

— Почему?

— Потому что принцесса тоже нарисована. А нарисовано может быть все что угодно.

— Но куда деваются те, кто играет? Те, кто управляет принцем?

— Помнишь, как ты вышел на двенадцатый уровень? — спросил Итакин и кивнул на экран.

— Помню.

— Ты можешь сказать, кто бился головой о стену и прыгал вверх? Ты или принц?

— Конечно принц, — сказал Саша. — Я и прыгать-то так не умею.

— А где в это время был ты?

Саша открыл было рот, чтобы ответить, и замер» (с. 137). 

Современниый человек подвержен разным формам зависимости. 

Один из культовых своих романов – «Generation П» писатель посвятил проблеме зависимости современного человека от рекламы. Кстати, «П» в названии произведения объясняется очень по-разному – в том числе как первая буква непечатного слова. С такой характеристикой представители молодого поколения вправе и не соглашаться, выбрав для себя более приемлемую трактовку. Пелевин пишет о людях, чей расцвет, чья молодость пришлись на постсоветский период, в будущем которых ожидало: или «днем — пустая аудитория в Литинституте, подстрочник с узбекского или киргизского, который нужно зарифмовать к очередной дате, а по вечерам — труды для вечности» (с. 9), или рекламная поденщина и  приспособленчество к условиям времени. В изложении повествователя, Вавилена Татарского, «криэйтора» по специальности (персонаж предпочел второй путь), жизнь его современников представлена как особый мир, полный иллюзий и обмана.

Пелевин ни к чему не призывает своего читателя и ничего не навязывает ему, он далек от привычного для русского читателя реализма, но он по праву считается одним из первых в современной литературе. Сквозным мотивом его творчества можно считать путь человека к освобождению от многочисленных личин, навязанных ему семьей, друзьями и личными авторитетами.

В одной из бесед с Пелевиным блогеры заметили, что в современном мире человеку очень легко потерять свои ориентиры, выпасть из реальности: писатель отметил этот момент как необходимый для понимания самого себя. Человек должен прийти к мысли, что единственная система координат — это он сам, и только он устанавливает границы своего мира.

  • Ключевые произведения: «Чапаев и Пустота», «Empire V», «Generation П»

  • Новинка от автора: «Смотритель. Книга 1. Орден желтого флага», «Смотритель. Книга 2. Железная бездна».

  • Рекомендация от автора: Роберт Пирсиг «Лила».

Мария ХАЗОВА

Фото Игоря ДОКУЧАЕВА

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте ещё о тех, кто может помочь человеку пережить кризис:

Захар Прилепин: о простых русских вопросах

4291 просмотр.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу